Физики обнаружили кардинальное изменение цвета фрески в одном из соборов Новодевичьего монастыря

15.05.2023 20:49

Российские ученые-физики заметили, что краски на фресках в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве существенно изменили свой цвет. 

С течением времени белые вставки на одеждах архангелов, изображенных живописцем, потемнели и стали черными. 

Об этом пишет издание «Газета.RU».

Известно, что в барабане Смоленского собора Новодевичьего монастыря находится изображение нескольких архангелов в зеленых, желтых и красных облачениях.

Примечательно, что у двух из них пририсованы белые складки на одеждах, а у третьего, одетого в красное, складки – черные.

Фото: Pixabay

Анализ веществ, входящих в состав краски, показал, что для изготовления белил, используемых живописцем, входил карбонат свинца. 

«Это не очень устойчивое соединение к внешним воздействиям: температуре, влажности, некоторым видам бактерий. Оно со временем переходит в почти черный оксид свинца», – рассказала старший научный сотрудник Группы нейтронного активационного анализа Лаборатории нейтронной физики ОИЯИ Ольга Филиппова. 

Выяснилось, что складки, сохранившие свою изначальную белизну на одеждах архангелов в зеленых и желтых одеждах, были нарисованы устойчивыми к внешним условиям известковыми чернилами, в отличие от белых складок на красных одеждах, которые с течением времени приобрели черный цвет. 

Анализ материалов, входящих в краски, использованные средневековыми живописцами, был произведен физиками с помощью специализированного портативного прибора, выполняющего неразрушающий рентгенофлуоресцентный анализ. 

Такое прибор позволяет выполнить научные изыскания на месте, притом без повреждения фресок и иных изображений. 

В случае же, когда провести анализ непосредственно на месте невозможно, ученые используют метод нейтронно-активационного анализа, при котором небольшой фрагмент живопись изучается с помощью потока нейронов. 

После этого специалисты выявляют элементы, которые входили в состав краски, с помощью спектрометрического анализа. 

На данный момент физики уже сумели установить изначальные цвета изображений на стенах Георгиевского собора и церкви Симеона Богоприимца в Великом Новгороде, а также в Смоленском соборе столичного Новодевичьего монастыря.
 

Автор: Александра Дударчик Редактор интернет-ресурса