Китайский менталитет: какие ошибки нельзя допускать при сотрудничестве с партнером из Китая

11.09.2023 09:06

Может ли страна сохранить свой уникальный менталитет, несмотря на интеграцию в мировую экономику? Конечно! Яркий пример тому – КНР. 

Что такое принцип “медленно, но каждый день”, о чем говорят китайцы за ужином с коллегами и с кем обсуждать условия выгодного долгосрочного контракта рассказала бизнес-эксперт по Китаю Анастасия Холкина

Работа с Китаем – фактор экономического роста России

Нынешние условия подталкивают российских предпринимателей к развитию бизнеса и замене ушедших брендов. Растут закупки товаров из КНР. Это огромное преимущество: производство здесь позволяет выпускать продукцию с низкой себестоимостью, сохраняя качество и технологию. 

Если говорить о сложных отраслях, например, станкостроение или металлообработка, то многие российские холдинги размещают заводы на территории КНР. Это экономично благодаря передовым разработкам, и безопасно, так как страна не поддерживает санкции против России.

Сначала дружба, потом – контракт: особенности ведения китайского бизнеса

Перед заключением сделки китайцам необходимо хорошо узнать контрагента.

Фото: Pixabay

В рабочих вопросах россияне привыкли сразу переходить к делу: переговоры, цифры, сроки, подписание документов. 

В Китае все наоборот. Заключить договор на первой встрече практически невозможно. Новые партнеры должны сначала узнать вас. Их главные ценности – семья, уважение к старшим и трудолюбие, поэтому они задают вопросы о детях, об отношении к родителям, а также о нюансах работы в компании.

Здесь есть пословица – 慢慢来 (man man lai), что означает “медленно, но каждый день”. Они следуют принципу: постепенно от малого вместе идти к большему. 

Иерархия взаимоотношений

В местных корпорациях четко выстроена подчиненность между структурами. Главное лицо организации – руководитель: с ним в первую очередь необходимо выстраивать доверительные связи. Также нужно познакомиться со специалистами производственного цикла, контроля качества, с менеджером по продажам.

Коллективизм и “семейная” структура компании

Партнерство основывается на крепких узах между участниками – этот подход идет из конфуцианства, которое подразумевает гармонию и сотрудничество между людьми. Если возникли конфликтные ситуации, нужно решать их мирно, из желания развиваться вместе. 

Здесь каждый – это часть “семейной” системы: они друг за друга горой. Поэтому важно поддерживать доброжелательные отношения не только с руководством, но и с работниками на всех уровнях. 

Совместный ужин – обязательная часть деловых отношений

За ужином не принято говорить о делах – это слишком серьезная тема, когда нужно что-то решать, искать компромисс между разными точками зрения. Вас приглашают, чтобы познакомиться поближе и расположить к себе. 

Отказ от ужина будет показателем того, что вы не рассматриваете контрагентов как надежных партнеров на долгий срок. 

Ценность национальных обычаев и языка

Преимуществом для российских предпринимателей будет уважение норм местного этикета. Например, китайцы всегда двумя руками дают визитки, любят красный цвет, а при деловых встречах дарят подарки.

Разговор на китайском языке – форма проявления почтения. Поэтому так важно иметь своего представителя в КНР. Не переводчика, сухо передающего слова, а партнера компании, который будет строить долгосрочное сотрудничество, учитывая национальные обычаи страны. 

Ошибки, которые могут стоить миллионов

В начале нашей работы с Китаем мы не знали местных культурных особенностей. 

Например, мы взаимодействовали только с менеджерами по продажам и сразу размещали заказ. 

Оказалось, что информация, которую мы получали, не соответствовала действительности. Мы не знали о реальных сроках производства, о себестоимости выпускаемой продукции и т.д. Соответственно, ни о каких персональных условиях и больших скидках здесь не было речи. 

С опытом мы поняли, как важно взаимодействовать с руководителем, со специалистами, посещать заводы, быть включенным в общее дело. В этом случае с вероятностью 99% ваши заказы будут выполнены вовремя и в хорошем качестве, ведь сам босс в этом заинтересован. 

Еще одна ошибка – сразу переходить к контрактам и цифрам. 

Если отношения базируются исключительно на цене, то с ее ростом придется менять поставщика. А это очень сложная процедура, которая требует больших затрат времени и денег. 

Разумнее единожды выстроить с поставщиком дружеское партнерство. Тогда гораздо проще будет получить нужную стоимость, срок и качество производства. 

“Правила игры” в бизнес-отношениях с Китаем основаны на тесных, даже дружеских, связях. Будьте внимательны к местным традициям и символам, покажите, как общее дело значимо для вас. Тогда все вопросы будут решаться персонализировано и с выгодой для обеих сторон. 
 

Автор: Сергей Богдан Редактор интернет-ресурса

Содержание
  1. Работа с Китаем – фактор экономического роста России
  2. Сначала дружба, потом – контракт: особенности ведения китайского бизнеса
  3. Иерархия взаимоотношений
  4. Коллективизм и “семейная” структура компании
  5. Совместный ужин – обязательная часть деловых отношений
  6. Ценность национальных обычаев и языка
  7. Ошибки, которые могут стоить миллионов