Банки с начала года заморозили до 3 млн карт и счетов россиян.
Выводы сделаны на основе экспертных оценок после резкого расширения правил борьбы с мошенничеством.
С 1 января 2026 года Центробанк вдвое увеличил список признаков подозрительных операций по закону 161-ФЗ, сообщает «Коммерсантъ».

Системы банков теперь обязаны реагировать на большее число шаблонов поведения, включая частые пополнения счетов маркетплейсов или серии мелких переводов.
Автоматизация антифрода работает на опережение, часто срабатывая с перестраховкой.
Как отмечает Татьяна Микони, партнер АБ "Вертикаль", алгоритмы настроены так, чтобы минимизировать любые риски пропуска мошенничества. Это неизбежно ведет к росту ложных срабатываний.
Результат — сотни жалоб на форумах от людей, которые не могут понять причину блокировки и получить внятные разъяснения от своего банка.
Эксперты считают, что 2-3 млн временных блокировок за первые недели года — лишь видимая часть айсберга.
Елена Голяева из "Рексофт" указывает, что публичные жалобы отражают небольшую долю реальных случаев. Для сравнения, ранее крупнейшие банки "охлаждали" около 330 тысяч переводов в месяц.
В ЦБ статистику по 161-ФЗ не раскрывают, признавая, однако, рост блокировок.
Регулятор заявляет, что постоянно анализирует эффективность мер и вносит корректировки, как это было с реабилитацией продавцов криптовалюты.
Банкиры признают всплеск блокировок и обещают максимально быстро разбираться с необоснованными ограничениями. Евгений Винокуров из Альфа-банка называет это неизбежной платой за усиление безопасности на фоне высокой активности мошенников.
По прогнозам Федора Музалевского из RTM Group, системе потребуется до полугода, чтобы научиться точно применять новые критерии. Тогда процент ошибочных блокировок вернется к приемлемой норме.
Финансисты добавляют, что жесткие меры уже позволили в разы сократить объем реального мошенничества.











