Раскопки в Китае позволили конкретизировать масштабы первого оледенения в истории Земли

06.04.2023 15:53

Международная группа геологов в ходе исследований в южном Китан нашла породы, относящиеся к неопротерозойской эре.

Находка доказывает, что первое в истории нашей планеты оледенение, произошедшее 720-630 млн лет, имело не столь масштабное распространение, как считают современные палеонтология и геология.

Свои выводы специалисты представили в журнале Nature Communications.

"Проведенные нами раскопки в отложениях пород формации Наньто на юге Китая стали первым свидетельством того, что потенциально обитаемые участки океана, свободные от льда, присутствовали в эру "Земли-снежка" не только у экватора, но и в средних широтах", - полагают ученые.

Кроме того, они допускают, что в пещерах данных свободных от оледенения регионов могли обитать первые организмы, имеющие многоклеточную структуру.

Ледник

На сегодняшний день специалисты считают, что 720-630 млн лет назад в истории планеты Земля случилось первое масштабное оледенение в рамках планеты.

Данный отрезок времени получил название криогениевый период или «Земля-снежок»: на протяжении нескольких десятков миллионов лет вся поверхность планеты покрывалась толстым слоем льда, за исключением экватора и прилегающих к нему участков воды и суши.

На данный момент ученые не знают, чем было спровоцировано такое масштабное оледенение в прошлом, равно как неизвестно и почему позже Земля оттаяла и избавилась от ледяного панциря.

Остается загадкой и влияния криогения на процесс эволюции видов на нашей планете.

Международная группа профессора Сяо Шухая, представляющего американский Политехнический университет Виргинии в Блэксбурге, в ходе исследований в провинции Хубэй сумела получить горные породы неопротерозойской эры и детально изучить их.

Собранные учеными формации датируются концом криогениевого периода.

В тот период вся территория Китая относилась к средним широтам, а потом находилась под многокилометровой толщей льда, под которой, как изначально думали специалисты, вряд ли могла развиваться жизнь.

Однако такое предположение оказалось неверным: собранные породы несли на себе следы мелких водорослей, предпочитающих мелководные моря, органические отложения, а также признаки воздействия кислорода из верхних слоев воды.

Таким образом можно сделать вывод, что южная часть современного Китая в период первого оледенения Земли не была скрыта ледяным щитом.

То есть, либо масштабы распространения льдов «Земли-снежка» были все же существенно меньше, чем думали исследователи ранее, либо в некоторых местах встречались полыньи с теплой водой, где могли развиваться живые организмы.