Специалисты Zoonomia определили ключевое отличие человека от животных

13.05.2023 08:27

Подошел к концу проект международного консорциума Zoonomia, который в течении 20 лет проводил сравнительные анализы геномов 240 различных животных видов с ДНК людей.

Такое исследование даст возможность более точно узнать, на каком этапе эволюции произошли ключевые изменения в человеческих генах, выделивших человека.

Об этом пишет РИА Новости

Известно, что первые термин «зоономия» был использован всемирно известным биологом Чарльзом Дарвином в 1794 году: английский ученый предположил, что все животные, обладающие свойством теплокровности, могут происходить от общего единого древнего предка.

Спустя два века данная гипотеза неожиданно получила подтверждение после того, как ученые представили последовательности ДНК шимпанзе, человека, мыши и крысы, которые оказались довольно похожими.

ДНК

Однако специалистам требовалось существенно больше сведений для того, чтобы установить, в какой именно момент эволюции данные виды стали значительно отличны друг от друга.

Проект Zoonomia позволил детально изучить 241 геном различных теплокровных видов, в том числе человека, доступ к которым представили более чем 50 научными организация со всего мира.

Главной целью исследователей проекта было определить, на каком именно этапе эволюции происходит закрепление ключевых видовых признаков на уровне ДНК.

Подчеркивается, что исследование затрагивало изучение исключительно плацентарных видов животных, которые появились на планете относительно недавно, в последние 100 миллионов лет истории Земли.

Для этого специалисты прибегали к методу сравнительной генетики.

Ученых интересовало закрепление таких важных видовых особенностей, как спячка, характерные звуки, издаваемые представителями вида, степень развития головного мозга, чувствительное обоняние и так далее.

В ходе исследования специалисты пришли к заключению о том, что разнообразие видов у млекопитающих начало увеличиваться еще до вымирания на планете динозавров на границе мелового и палеогенового периодов, что противоречит более ранним гипотезам, прочно закрепившимся в научном мире.

При этом сравнение геномов теплокровных видов с геномом человека имеет ряд сложностей, основывающихся на том, что последовательность ДНК людей очень сложна и не до конца исследована.

"Одна из главных проблем в том, что у человека очень большой геном, и мы до конца не знаем, как он работает… Результаты показывают, что многое мы можем понять, изучая геномы других млекопитающих», - прокомментировала научную работу один из руководителей проекта Zoonomia Элинор Карлссон.

Обнаружилось сходство 11% генома человека и прочих видов млекопитающих, - данные участники появились более нескольких миллионов лет и относятся к так называемым «консервативные фрагменты ДНК», отличающим млекопитающих от прочих животных видов.

Еще порядка 4% генома идентичны для всех эукариотов и отвечают за самые базовые клеточные процессы.

Подчеркивается, что подобного рода участки ДНК играют ключевую роль в функционировании живого организма, а сбои в их работе могут стать причиной развития не только серьезных генетических заболеваний, но и онкологии.

Кроме того, еще в 2000х годах ученые обнаружили у человека так называемые генетические «зоны ускоренного роста» (Human Accelerated Regions – HAR), которые появляются еще на эмбриональном уровне и отвечают за уровень интеллекта.

В рамках исследований, проводимых Zoonomia, ученые сумели выявить аналогичные участки в ДНК и прочих приматов, являющихся ближайшими родственниками человека.

Специалисты подчеркивают, что при этом речи не идет о каком-либо «гене сознания», а лишь о некоторой трансформации белковой упаковки ДНК.

Специалисты обращают внимание на то, что миллионы лет назад набор генов, которые отвечают за развитие головного мозга, случайным образом стали располагаться вблизи энхансеров, усилителей активности расположенных вблизи них генов.

Именно это и стало ключевым моментом в развитии человеческого вида.