У собак из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС обнаружился необычный геном

04.03.2023 17:33

Исследовав образцы генома собак, брошенных в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС и одичавших там, ученые сделали необычное открытие.

Стало известно, что геном этих собак претерпел ряд изменений, в результате чего стал отличен от ДНК обычных домашних псов.

Об этом пишет ТАСС со ссылкой на журнал Science Advances.

В ходе исследования был изучен генетический материал трехсот собак, живущих на территории зоны отчуждения Чернобыльской АЭС в различных крупных группах.

Некоторые из них постоянно обитали непосредственно на промышленной площадке ЧАЭС или рядом с ней, другие же обитали на более отдаленных от эпицентра территориях.

Собака

«Сравнение их ДНК с устройством геномов различных пород домашних и одичавших собак из других регионов мира указало на то, что собаки из Чернобыля обладают уникальной структурой генома, причем она заметно отличается для разных групп псов в зависимости от отдаления их ареала обитания от ЧАЭС», - говорится в исследовании.

Ученые сравнили ДНК, полученные из тканей чернобыльских собак, и геном породистых или одичавших псов со всех уголков мира.

В ходе исследования специалисты отметили некоторую разницу между популяциями собак, живущих в частично заброшенном городе Чернобыль, расположенном в 15 км от станции, и обитающих в Припяти, а также непосредственно вблизи АЭС.

Обе эти популяции генетически сильно отличаются от любых других собак в мире, включая породистых, метисов или даже диких псов.

При этом между собой две популяции собак из зоны отчуждения тоже никак не похожи, несмотря на то, что они часто смешивают свои гены.

Генетики предполагают, что это можно объяснить различными по своей интенсивности воздействиями радиации на организм животных.

Также они отметили, что в обеих популяциях встречаются признаки свежего генетического материала, преимущественно от представителей популярных в Европе пород.

Это свидетельствует тому, что люди продолжают привозить в зону отчуждения собак и оставлять там, что также важно учитывать при проведении дальнейших исследований.

Международная команда генетиков во главе с профессором Тимоти Муссо из университета Южной Каролины считает, что исследование ДНК собак из зоны отчуждения ЧАЭС позволит лучше понять влияние постоянной интенсивной радиационной нагрузки на развитие популяции животных и механизмы адаптации к жизни в таких непростых экологических условиях.