Ученые доказали «внеземное происхождение» кулона Тутанхамона, но осталась одна загадка

23.11.2023 16:25

Доказано происхождение стекла, из которого изготовлен знаменитый кулон египетского фараона Тутанхамона.

Детальное исследование материала провели ученые из Германии, Египта и Марокко.

Они доказали, что желтое стекло ливийской пустыни образовалось в результате удара метеорита о Землю, пишет научно-технический портал Phys.org.

Загадочное стекло

Впервые желтое стекло, найденное на юго-востоке Ливии и юго-западе Египта, начали изучать в 1930-х. Этот уникальный материал можно было обнаружить только в этом регионе, поэтому он быстро обрел популярность среди коллекционеров и мастеров.

Еще больший интерес стекло вызвало, когда выяснилось, что найденный в гробнице Тутанхамона кулон содержит кусок этого материала.

Саркофаг

По составу находка не похожа ни на одно натуральное стекло в мире. Долгое время ученые спорили о его происхождении. В 1996-м определили, что возраст материала составляет 29 млн лет.

Новое исследование

Новая работа ученых доказала, что, вероятнее всего, стекло образовалось от взрыва метеорита, т.е. фактически внеземное вмешательство было.

Доказательством тому стал состав стекла. Минералы состоят из химических элементов, атомы которых формируют правильную трехмерную упаковку.

Одна из полимерных модификаций, которую нашли в стекле, носит название кубический цирконий. Его иногда можно встретить в синтетической замене алмазов. Минерал образуется при температуре 2250-2700 °C.

Еще более любопытным ученым показался редкий полиморф, который известен как орто-II. Он образуется только при давлении в 130 тыс. атмосфер, что является очень высоким показателем. Тут только два варианта – или взрыв атомной бомбы, или удар метеорита.

Версию с оружием массового поражения отмели сразу. Версия с метеоритом выглядит куда правдоподобнее, если не одно «но».

А был ли метеорит?

В ливийской пустыне нет метеоритных кратеров. Самые ближайшие из них – GP и Oasis. Их диаметр равен 2 и 18 км соответственно.

Однако они находятся далеко от места, где был найден изученный образец стекла. Кроме того, мощность метеоритов, оставивших кратеры GP и Oasis, считается слишком маленькой для образования подобного стекла.

Содержание