Ученые обнаружили древнейшие архитектурные планы на территории Иордании и Саудовской Аравии

20.05.2023 08:18

Арабские и европейские исследователи в ходе археологических работ обнаружили два архитектурных плана, созданных на скалах жителями Ближнего Востока в 8-9 тысячелетии до нашей эры.

Находки были совершены на территории современных Иордании и Саудовской Аравии.

Об этом пишет научное издание PLoS One

Археологи отмечают, что данные планы строений создавались при сооружении гигантских ловушек, предназначенных для поимки и удерживания животных.

Примечательно, что ранее специалистам не удавалось находить столь древних чертежей, - все ранее изученные архитектурные планы относились к периоду Древнего Египта или месопотамских государств.

Археология

Найденным на этот раз чертежам, по оценкам специалиста, не менее 8 тысяч лет.

Антропологи полагают, что период развития абстрактного мышления у предков современных людей начался примерно 40 тысяч лет назад, тогда же они стали развивать первые виды искусства.

Однако ранее считалось, что значительно более сложные материальные проявления абстрактного мышления начали появляться лишь после зарождения первых цивилизаций.

Открытие группы исследователей под руководством Реми Крассара показало, что такое мнение было ошибочным: появление первых представлений об архитектуре появилось у наших далеких предков задолго до этого.

Обнаружить чертежи 8-9 тысячелетия до нашей эры удалось в ходе изучения так называемых «масаидов», то есть огромных каменных ловушек, которыми пользовались местные племена охотников-собирателей для поимки животных, живущих и мигрирующих стадами.

Такие каменные ловушки в большом количестве обнаруживаются ученными на территории Ближнего Востока.

Примечательно, что близ стоянок Джибаль аль-Хашабия и Джебель аз-Зиллият, где и были найдены первые архитектурные планы, также в значительном количестве учеными были обнаружены стелы, внешне напоминающие человека, а также украшения.

На архитектурных планах, обнаруженных специалистами, изображались как раз конструкции «масаидов», в соответствии с которыми они и были сооружены.

Такие планы, считают ученые, помогали древним строителям избежать ошибки при сооружении столь крупных конструкций.

Находки группы Крассара свидетельствуют о том, что зарождение и развитие абстрактного мышления у древних людей началось значительно раньше, чем ранее предполагали антропологи.