Ученые узнали, почему хищные динозавры вырастали до огромных размеров

24.02.2023 16:57

Ученым удалось выяснить, почему некоторые хищные динозавры вырастали до гигантских размеров в то время, как другие оставались размером с современную птицу.

Об этом пишет журнал Science

Известно, что вес хищных динозавров мог варьироваться от 200 грамм до 20 тонн, что является довольно существенной разбежкой, природа которой долгое время оставалась загадкой для науки.

До недавнего времени ученые полагали, что причиной столь большой разницы между малыми и крупными хищными ящерами была вызвана существенной разницей в скорости роста: она была низкой у малых динозавров и аномально высокой у гигантских.

Однако исследование палеонтологов из США и Аргентины доказало, что если и существовала связь между скоростью роста и размером ящера, то она была очень несущественной.

Тираннозавр

Для того, чтобы разобраться в данном вопросе исследователи проанализировали спилы костей порядка 80 динозавров.

Спилы трубчатых костей показывают скорость и интенсивность роста скелета посредством образования годичных колец, также, как и в стволах деревьев.

В обильные кормовые года остаются широкие и заметные кольца, а в скудные пищей – узкие, указывающие на недоедание особи.

Изучение этих колец на спиле костей показало, что ряд крупных хищных динозавров росли примерно с той же скоростью, что и современные аллигаторы, а некоторые малые хищники достигали своего максимального размера с той же скоростью, как и некоторые современные млекопитающие.

При этом многие небольшие хищные динозавры жили, в среднем, 10-20 лет, а вот такие гиганты, как Тираннозавр Рекс достигали лишь к 20 годам своей зрелости, а прожить могли вплоть до 40 годов.

Таким образом важную роль в размере хищного динозавра сыграла не продолжительность роста, а период, за который зверь набирал массу.

При этом те же тираннозавры не отличались высокими темпами роста: двухлетний динозавр этого вида, по заключению экспертов, весь не больше 30 килограмм.

Уже к 14-16 годам вес взрослеющего тираннозавра достигал порядка двух тонн, а затем он вступал в активную фазу роста и еще за 4-6 лет увеличивал свою массу более чем в два раза.