В России разработали новый способ датировки старинной древесины

22.05.2023 09:32
Обновлено: 11.07.2023 19:03

Специалисты из Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина создали инновационный метод изучения тонкой структуры дерева, который позволит ученым-археологам датировать обнаруженные в ходе изысканий артефакты из древесины с большей точностью.

Исследование опубликовано в издании Journal of Bioresources and Bioproducts.

Дерево является чрезвычайно распространенным материалом, из которого изготовлено большое количество предметов старины и построены многие здания, представляющие интерес для исторической науки.

Кроме того, состояние дерева, из которого изготовлены многие артефакты и строения, дает необходимую информацию о климатических изменениях прошлого.

В этом ученом помогает изучение годичных колец на спилах, которые могут многое рассказать об историческом периоде, в котором росло то или иное дерево.

Древесина

Ученые отмечают, что понимание микромеханических свойств древесины, полученной в различные века и годы, а также знание специфики структуры клеток и толщины годичных колец, позволяют специалистам эффективно использовать механизмы дендрохронологии.

Специалисты из ТГУ им. Г.Р. Державина подчеркивают, что дереву также присущ принцип "чем мельче структура, тем прочнее материал".

«Пространственное разрешение наших методик с легкостью позволяет различать не только годовые кольца роста, но и внутрикольцевые вариации свойств, а также выделять и характеризовать механические свойства единичных клеточных стенок, что требует нанометрового пространственного разрешения», – рассказал профессор ТГУ им. Г.Р. Державина Юрий Головин, принявший участие в развитии данного исследования.

Физики утверждают, что полученные таким образом данные позволят историкам с большей достоверностью определять возраст строений, выполненных из дерева, музыкальных инструментов, кораблей, а также бытовых предметов и поделок.

Кроме того, он может оказаться потенциально полезным для датирования масштабных природных катаклизмов, случившихся в доисторический период, таких как падение космических тел, вулканическая активность и так далее.

В будущем данное исследование может лечь в основу принципиально нового метода изучения древесины с помощью микромеханических индентометров, что станет более точной альтернативой оптическому изучению годовых колец.