На заснеженных улицах столицы Гренландии, Нуука, в минувшие выходные собралась почти четверть всего населения города, чтобы высказаться единым голосом.
Тысячи человек — семьи с детьми в санях, студенты, пожилые люди — прошли маршем к зданию американского консульства под скандирование главного лозунга: «Гренландия не продается».
Эта крупнейшая за последние десятилетия акция протеста стала прямым ответом на настойчивые заявления президента США Дональда Трампа о намерении присоединить к Соединенным Штатам крупнейший в мире остров.

Для местных жителей угроза аннексии — не абстрактная геополитическая игра, а вопрос собственной идентичности и будущего.
«Я хотела бы призвать Дональда Трампа мудро использовать оба уха, больше слушать и меньше говорить. Мы не продаемся. Наша страна не продается», — заявляет жительница Нуука Амели Зееб.
Эта позиция находит подавляющую поддержку: согласно опросам, 85% гренландцев выступают против вхождения в состав США.
Многие жители подчеркивают, что, если бы они хотели стать американцами, то сделали бы этот выбор добровольно, как это делают люди по всему миру.
На протестах в Копенгагене датчанка Шарлотта Сакс Боструп выразила шок, который разделяют многие европейцы: «Мы все в шоке от того, что американскому президенту вообще могут прийти в голову такие идеи».
В ответ на растущее давление администрация Трамма перешла к экономическим мерам. В минувшую субботу президент объявил о введении с 1 февраля 10% пошлин на товары из восьми европейских стран, включая Данию, Германию, Францию и Великобританию, которые выразили поддержку суверенитету Гренландии.
Трамп пригрозил увеличить пошлины до 25% в июне, если не будет достигнуто соглашение о «полном и абсолютном приобретении» острова.
Эти шаги были расценены в Европе как неприемлемые и разрушительные для трансатлантических отношений. Лидеры европейских стран, включая Эмманюэля Макрона и Кеира Стармера, единодушно осудили угрозы пошлин как «неприемлемые» и «ошибочные».
Кризис поставил НАТО в беспрецедентное положение, когда угроза исходит от ведущего члена альянса. Премьер-министр Дании Метте Фредериксен предупредила, что любая военная акция США против Гренландии будет означать конец НАТО.
В ответ несколько европейских союзников, включая Германию, Францию и Великобританию, направили в Гренландию небольшие воинские контингенты в рамках миссии поддержки.
Глава МИД Германии Фридрих Мерц заявил, что европейцы разделяют озабоченность США безопасностью в Арктике, но готовы улучшать ее только совместно, в рамках уважения суверенитета.
Стратегический интерес Вашингтона к острову не нов. США имеют давнее соглашение с Данией 1951 года, которое позволяет американским военным присутствовать на базе Туле (Питуффик).
Однако нынешняя администрация настаивает на полном контроле, утверждая, что Гренландия «абсолютно необходима» для обороны от российских и китайских угроз в Арктике.
Эксперты и европейские политики отмечают, что эти заявления игнорируют существующие договоренности и служат на руку Москве и Пекину, раскалывая Западный альянс.
Как заявил премьер-министр Испании Педро Санчес, военные действия США против Гренландии сделали бы российского президента Владимира Путина «самым счастливым человеком в мире», так как это легитимизировало бы его действия в Украине.
Пока мировые лидеры обсуждают встречи в Давосе и экстренные заседания ЕС, жители Гренландии продолжают жить в состоянии тревожного ожидания. Мария, молодая мать из Нуука, беспокоится о будущем своего семинедельного ребенка: «Мне все это внимание здесь не нужно!».
Протестующие надеются, что их голос будет услышан не только в Белом доме, но и американским народом. «Я надеюсь, они будут противостоять своему президенту. Потому что я не верю, что они просто стоят и смотрят, ничего не делая», — говорит гренландская медсестра Луиза Леннерт Олсен.
Остров с населением всего 57 тысяч человек оказался в эпицентре бури, способной изменить расклад сил в Арктике и поставить под вопрос будущее самого продолжительного в истории военно-политического альянса.
И, как показывают массовые марши по снегу Нуука и Копенгагена, его жители не намерены безмолвно уступать свою землю и судьбу.











