Что делать для того, чтобы улучшить память: простые советы

22.12.2022 21:17
Обновлено: 05.04.2023 19:34

Способность человеческой памяти в получении, хранении и воспроизведении жизненного
опыта – одна из самых долговременных и фундаментальных способностей человека.


Оксана Минаева, эксперт DoTherapy при Московском институте психоанализа, кандидат биологических наук, практикующий нейропсихолог, дефектолог рассказала, что делать для того, чтобы улучшить память.

Она не только спасает прошлое от забвения, но и является важным аспектом психики, который определяет нашу индивидуальность. Роль памяти нельзя свести только к запечатлению того, что «было в прошлом» – ни одно действие невозможно вне процессов памяти.

Если у вас нет биографии, воспоминаний о каком-либо опыте – вы чистый лист. Не имея понятий и символов, становится нечем мыслить и нечего скреплять в направленное действие – будь то элементарная чистка зубов или написание книги.

Без способности к «сцеплению» удерживаемого элемента к последующим человек, по мнению русского ученого Ивана Сеченова, оставался бы вечно в положении новорожденного.

Чтобы память сохранялась, человеку необходима разнообразная окружающая среда, полная неизведанных испытаний, – лишь для этого человеческий организм готов запоминать и помнить предшествующий опыт в долгосрочной перспективе, чтобы выжить в ситуациях неизведанного.

В то время как сохранение и воспроизведение информации считаются хорошими свойствами памяти, осознание факта забывания вызывает у человека, как правило, негативные эмоции. Но если задуматься, что значит на самом деле иметь хорошую память? Это вспоминать конкретно то, что нужно сейчас, не вспоминая лишнего.

Забывание может быть продуктивным в решении самых разных задач: как разумно удерживать в голове только место последней парковки автомобиля, чтобы его найти, так целесообразно забывать все угрожающие самооценке негативные события для поддержания чувства благополучия.

Тем не менее, запросы на улучшение памяти существуют: мы забываем, куда кладем ключи, читая, не помним героев и сюжеты понравившихся книг, будучи студентами, жалуемся на огромный учебный план и неспособность восстановить знания, усвоенные перед экзаменами и т.д.

мозг
Фото: Pixabay

Что мешает нашему запоминанию?

Для начала осветим факторы, которые препятствуют успешному запоминанию – ими не стоит пренебрегать. Ведь прежде чем рассматривать приемы и способы развития памяти, необходимо знать, какие действия будут мешать вашим наработкам по ее совершенствованию.

1. Курение: 3-5 выкуренных за день сигарет снижают возможность запоминать информацию ориентировочно на 35-40%.

2. Алкоголь исключительно пагубно воздействует на долгосрочную память, способность мозга удерживать воспоминания и, помимо всего прочего, воспринимать новую для него информацию.

3. Постоянный стресс чреват всплесками гормонов. Избыток кортизола (гормона стресса) в меньшей степени позволяет воспринимать новое, поскольку человек не успевает запоминать информацию в стрессовых ситуациях. В то же время у человека блокируется свободный доступ к уже существующим в памяти воспоминаниям и затрудняется мышление.

4. Депривация сна: пока человек спит, его мозг упорядочивает накопленный за весь день опыт – это помогает как улучшению работы мозга, восстановлению жизненных сил и снижению сонливости, мешающей концентрации, так и развитию памяти.

Техники развития памяти

Для начала нам нужно понимать, что память – это психическая функция, которая основана на трех китах:

  • Фиксации информации;
  • Обработке и структурировании информации;
  • Её актуализации и использовании.

Фиксация информации – процесс активный, и его эффективность имеет прямую корреляцию с сенсорным каналом, по которому эта информация получена. Крайне важно знать, что для вас наиболее эффективно: услышать, увидеть или “прочувствовать” данные для запоминания. Условное деление людей на аудиалов, визуалов и кинестетиков как раз и отражает сильную и слабую модальность в восприятии каждого их нас.

Обработка и структурирование информации заключается в том, чтобы найти “якорь”, за который вы зацепите вновь полученную информацию.

Чтобы закрепить полученную информацию, применяются такие простые, но эффективные “техники”:

  • Техника визуализации. Создайте визуальный образ, содержащий информацию, которую вы хотите запомнить.
  • Техника ритмизации. Напишите стихотворение или песенку с необходимой для запоминания информацией – создание ритмического образа укрепит это в памяти.
  • Техника “Края” Расположите наиболее важную информацию в начале и в конце пула информации.
  • Техника “оживления” Создайте сюжет для элементов. Например, если вам нужно запомнить номер квартиры, представьте, как цифры “7” и “9” танцуют танго.
  • Техника кинестетического образа. Например, фиксируйте ритм и траекторию движений руки при нажимании кнопок на панели банкомата.
  • Техника включения новой информации в уже имеющуюся базу данных. Будучи скрепленным к уже известному блоку информации, новое знание будет легче “нащупывать” в памяти.
  • Техника ассоциации визуального образа (лица) с известной личностью. Техника выделения и усиления какой-либо отличительной черты визуального образа. Гиперболизируйте созданный образ (вплоть до гротескного варианта), увеличьте в несколько раз его размер, контраст, насыщенность и т.д.
  • Техника “цепочки” Объедините информацию в блоки по парам (приблизительно в равном объеме).

Метод ментальных карт Бьюзена

Возьмите лист неразлинованной чистой бумаги, расположите горизонтально. В центре листа отметьте центральную идею – тему большого массива знаний, что вы хотите запомнить. Далее – нарисуйте ответвления, одна ветвь – одна ассоциация.
Пусть к краям они утончаются и будут изогнутыми, не делайте прямых линий – они скучны нашему вниманию.

Рисуйте изображения и символы – не обязательно создавать произведение искусства, используйте хотя бы фигурки: они активизируют ассоциативную память. Не бойтесь ярких цветов, они стимулируют креативность и облегчат запоминание.

Актуализация информации (или вспоминание) также является активным процессом, который предполагает использование ментальной оси, на  которую “нанизан” информационный блок. Такой осью может быть:

Семантическое поле

Это обширное объединение различных частей речи, значения которых имеют один общий семантический признак. К примеру, пытаясь вспомнить слово “вприпрыжку”, мы можем обратиться к полю движения, которое включает слова: идти, бежать, ходьба, бег, плавание, прилёт, прыгучий, резвый, вприпрыжку и т. д.

Ассоциативное поле

Ассоциации – это своеобразные невидимые крючки, извлекаемые из глубин памяти. По сути, ассоциация – кирпичик любой техники запоминания и процессов памяти, как цифра – основа математики. Вспоминая, мы можем обращаться к этой системе связей, которую сформировали намеренно или непроизвольно.

Визуальные ментальные карты

Для наиболее эффективного использования метода карты ума, рекомендуем к прочтению «Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления» психолога и мнемониста Тони Бьюзена.

Валерия Кистерная Автор: Валерия Кистерная Редактор интернет-ресурса


Содержание
  1. Что мешает нашему запоминанию?
  2. Техники развития памяти
  3. Чтобы закрепить полученную информацию, применяются такие простые, но эффективные “техники”:
  4. Метод ментальных карт Бьюзена
  5. Семантическое поле
  6. Ассоциативное поле
  7. Визуальные ментальные карты