Люди Каменного века производили сыр из молока коров, овец и коз

16.03.2023 11:50
Обновлено: 11.07.2023 19:02

Британские ученые из Университета Йорка выяснили, что в период неолита на территории современной Польши древние люди изготавливали сыр с использованием различных видов молока.

О своем открытии они написали в журнале Royal Society Open Science.

Для того, чтобы найти доказательства данной гипотезе специалисты провели липидный и протеомный анализы.

На внутренних стенках керамической посуды, датированной поздним неолитом, учеными были найдены следы творожистого продукта, что является признаком того, что посуда использовалась для изготовления сыров.

При этом ученые отмечают, что использовалось сразу несколько видов молока.

Сыр

Известно, что у большинства взрослых людей позднего неолита наблюдалась непереносимость лактозы, так как мутация, дающая им возможность вырабатывать лактазу, возникла лишь в конце Бронзового века.

Однако несмотря на то, что в неолите непереносимость лактозы была чрезвычайно распространена, археологи постоянно находят свидетельства того, что люди довольно часто и много употребляли в пищу молочные продукты.

Так археологами были обнаружены древние кости животных, носивших следы убоя обычного для молочного стада, зубы с белками молока в следах налета или зубном камне и так далее.

Для того, чтобы снизить содержание лактозы в молочных продуктах, неолитические фермеры изготавливали из молока коз, коров и овец сыры, считают ученые.