Ученые обосновали ощущение чужого присутствия в пустой комнате

08.04.2023 19:46

Исследователи использовали исключительно научные методы познания, чтобы обосновать чувство потустороннего присутствия в абсолютно пустом помещении в момент, когда человек там находится в одиночестве.

Об этом пишет портал Science Alert.

Впервые вопросом объяснения странного чувства присутствия постороннего человека заинтересовались ученые из Общества психических исследований SPR еще в 1894 году.

Тогда в эксперименте приняли участие 17 тысяч добровольцев, рассказавшие в том, сталкивались ли они когда-либо с видениями или ощущениями, предвосхищающими чью-либо смерть.

Выяснилось, что периодичность таких галлюцинаций была довольно высокой (1 к 43), чтобы быть чистой случайностью.

Пустая комната

Свои наблюдения специалисты конца XIX века опубликовали в работе «Фантомы живых», позже признанной ненаучной.

Среди прочих историй там описывается случай, как некий призрак убедил мужчину отказаться от предрассветной прогулки на лодке, а позже выяснилось, что все ее участники погибли.

Современные ученые связывают подобного рода видения с сонным параличом, которым страдает до 7% людей во взрослом возрасте.

Однако было непонятно, почему в таком состоянии люди ощущают именно постороннее присутствие в комнате.

Проведя анализ данных, специалисты пришли к выводу, что сонный паралич заставляет человека ощущать тревогу и необъяснимую угрозу, а мозг заполняет пробелы в восприятии понятными и разумными обоснованиями этого.

Нарушаются сенсорные ожидания организма, что и становится причиной ощущения постороннего присутствия.

Также исследователи предполагают, что некоторые видения представляют из себя результат потрясения после тяжелой утраты или психоза, а также одно из проявлений болезни Паркинсона.