Опять двойка: насколько справедлива система оценок и на что опирается учитель

12.01.2024 17:59

Поворот ключей в замке, шелест пакетов, звук захлопнувшейся двери. Родители вернулись домой с работы.

Сердце стучит, волнение накатывает сильной волной: сейчас мама будет ругаться, как узнает. Может, стоит спрятать дневник? Слезы уже не удержать, красной пастой на полях опять двойка.

Анастасия Михайловна Колпакова-Калмыкова рассказала, насколько справедлива система оценок и на что опирается учитель.

С самого детства нас всех пугали, что любая оценка кроме пятерки – прямая дорога в дворники (хоть это и ценный, тяжелый труд). Повзрослев, мы понимаем, что оценки могут быть субъективными и зависеть от множества факторов, в том числе и от индивидуальных взглядов преподавателя.

Комплекс отличника

Введение пятибалльной шкалы оценок в школах обычно связано с желанием упростить и стандартизировать процесс оценивания учебных успехов.

школа
Фото: Pixabay

Эта система помогает более четко выражать уровень знаний и понимания учеников, облегчая коммуникацию между учениками, родителями и преподавателями. 

Несмотря на свою распространенность, система пятибалльной шкалы оценок также имеет свои недостатки.

Стремление к получению высших оценок может вызывать стресс и конкуренцию, что негативно сказывается на обучении и мотивации учащихся.

У детей вырабатывается комплекс отличника, который в будущем становится большим препятствием на пути к самореализации. Такие взрослые боятся допустить ошибку, начать что-либо новое в своей жизни, потому что им никто не сказал “как правильно”. Стремление получать результаты от своей деятельности – продуктивный навык. 

Любое дело, за которое вы беретесь, следует стремиться выполнить, как минимум, хорошо, как максимум, лучше многих. И это не про неврастению.

Это про поиск, сбор информации, анализ и в итоге другие решения, другие подходы. И удовольствие от этого. Страшны перегибы, а не просто стремление делать свою работу качественно. 

Ключевой момент проблемы в оценке знаний ученика не пятибалльная система. Важнее отношение взрослых, родителей и учителей, к ней. Можно рисовать кружочки, треугольники и другие геометрические фигуры, наделять их смыслом, что будет равноценно двойке, тройке, четверке.

За страхом и негативом к любым оценкам, кроме “отлично”, скрывается запрет на ошибки. Если бы мы относились к двойкам как к индикатору “попробуй другой способ решения”.

К примеру, в онлайн-школе “СОтворчество” мы ввели систему оценок по цветам. По началу, ученики и родители относились к ней нейтрально. Но со временем “оранжевый” приравнялся к той же двойке.

Поэтому мы ввели иную методику, а именно систему комментариев. Учитель указывает, где все получилось, а на каком задании или теме следует сделать упор и попробовать еще раз. Ученик получает не просто оценку, а инструкцию к действию где именно ему нужно разобраться.

Оценка не равноценность

Негативная оценка может повлиять на уверенность в себе и самооценку, особенно если оценки рассматриваются как индикатор личной ценности. Ребенок может почувствовать, что получение двоек является несправедливым, особенно если он уверен в своих усилиях.

“Он может лучше” – практически заклинание, которое демотивирует усердного ученика. В какой-то момент ребенок перестает кому-либо что-то доказывать и забрасывает вовсе учебу.

Сколько бы он ни старался, но до заветной пятерки он не дотягивается. Стресс из-за двоек приведет к неврозу, а он к ухудшению сна, режима питания. У школьника не остается ни физических, ни моральных сил, чтобы выйти из этого замкнутого круга. 

В большинстве школ на данный момент введена балльно-рейтинговая система, где каждая оценка имеет свой “вес”. Пятерка за домашнюю работу и за работу в классе – не равные оценки.

Самой “тяжелой” считается оценка за контрольную. В конце каждой четверти все баллы суммируются между собой. При данном подходе итоговые самостоятельные работы перестают быть «последним приговором», что справедливее.

Ребенок может стараться весь год, но перенервничать на экзамене. Постоянные неудачи могут привести к формированию отрицательного отношения к учебе и снижению уверенности в себе.

С другой стороны учителям приходится объяснять практически на каждом родительском собрании, за что тому или иному ученику была выставлена неудовлетворительная оценка. Учителя вынуждены следовать строгим нормам выставления оценок, где учитываются малейшие недочеты и даже помарки. 

Как реагировать родителям

Получение плохой оценки – как неприятный удар по всем фронтам. Родители снова разочарованы, и ребенок чувствует, как напряжение набирает обороты.

Часто за их требовательностью стоят нереализованные собственные амбиции. Когда мама и папа начинают выражать свое недовольство, их чадо ощущает, что его пытаются в чем-то обвинить.

Но правда в том, что причины плохих оценок могут быть разные: учебные трудности, личные проблемы или просто стресс. Дети хотят, чтобы их поняли, что это не конец света, а возможность разобраться в том, что пошло не так.

Родителям важно реагировать на плохие оценки своего ребенка с пониманием и поддержкой. Вместо строгих выговоров стоит:

  • Обсудить причины: поговорите с ребенком, чтобы понять, почему он получил плохие оценки. 
  • Выразить свое понимание и поддержку. Ребенку важно знать, что его родители поддерживают его даже в сложных ситуациях.
  • Сосредоточиться не только на результатах, но и на усилиях, которые ребенок приложил для изучения материала.
  • Разработать вместе с ребенком план действий для улучшения учебных результатов, учитывая его индивидуальные потребности.

Избегайте сравнений с другими детьми. Каждый ребенок уникален, и сравнения могут вызвать негативные эмоции.

Предоставьте ресурсы и поддержку, которые могут помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. Это могут быть дополнительные занятия разного формата.

Родитель должен понимать и уметь адекватно оценить уровень ребенка, если он обучает сам, или рядом должен быть педагог, который умеет это делать.

Сравнивать важно и нужно, только не с другими детьми, а с тем результатом, который вы хотите получить. Но для этого стоит хорошо понимать, ЧТО будет являться результатом.   

Функция родителя не в том, чтобы судить, а чтобы помочь. Помимо реакции на оценку, стоит подчеркнуть важность неудачи как возможности для роста и учебы на собственных ошибках.

Болезненно реагируя на плохие отметки каждый раз, вы отдаляетесь от своего ребенка и порождаете в нем комплексы и загоняете в рамки идеального поведения.

Это не значит, что следует пустить все на самотек. Важно, чтобы ребенок чувствовал, что вы не сосредотачиваетесь только на оценке, а интересуетесь его внутренним состоянием и личным развитием.

Вместе вы можете преобразовать этот негативный момент в полезный опыт, подчеркивая, что неудача в учебе – не конец, а новый этап в обучении и росте. Главное для наших детей — ощущение счастья и безусловной любви, а это не имеет никакого отношения к оценкам. 

Ситуация успеха

В учебе должно быть начало и понятная конечная цель. Тогда все, что встречается на пути, это только большие и маленькие препятствия. Важно научить ребенка получать удовольствие от достижения результата, а главное – от преодоления трудностей. Не страшно ошибиться, страшно перестать пытаться.

Ранее мы рассказывали, как перестать вязнуть в прошлом и начать наслаждаться жизнью сегодня.

Валерия Кистерная Автор: Валерия Кистерная Редактор интернет-ресурса

Анастасия Колпакова-Калмыкова  Эксперт: Анастасия Колпакова-Калмыкова  


Содержание
  1. Комплекс отличника
  2. Оценка не равноценность
  3. Как реагировать родителям
  4. Ситуация успеха