Психолог Инна Коваленко рассказала, как родители влияют на личную жизнь

16.02.2023 21:10
Обновлено: 06.04.2023 13:33

Рождаясь, дети ещё не имеют представления ни о себе, ни об окружающем мире.

Психолог Инна Коваленко рассказала, как родители влияют на личную жизнь.

Родившийся ребёнок не знает, хороший он или плохой. Новорожденный – это совокупность генетических особенностей, который наследуется от родителей: особенности внешности, черты характера и предрасположенность к тем или иным заболеваниям.

Первые представления о самом себе ребёнок получает от родителей посредством межличностных отношений, а затем уже и от окружающего мира в целом: близкие и родственники, воспитатели и педагоги, друзья и другие взрослые.

Так формируется его самооценка, его фундамент, на котором строится вся его жизнь. Большую часть детства ребёнок проводит с родителями. Именно они, мама и папа, обеспечивают малыша материально и создают благоприятную атмосферу для развития его личности.

семья
Фото: Pixabay

Обычно родители хотят для своих детей самого лучшего, желают им успешной самореализации и счастливой семейной жизни. Они учат и воспитывают детей, говорят, как и где правильнее на их взгляд поступить.

Но важнее всего для детей, не слова, а именно поступки родителей. «Если целый час читать ребёнку лекцию, а потом перед ним высморкаться, то он запомнит только, как вы сморкались», Армен Джигарханян.

Больше всего дети ожидают от своих близких проявления любви и ласки. Из детей, растущих в обстановке взаимного уважения, заботы и помощи вырастают взрослые люди с активной жизненной позицией. Такие дети растут счастливыми и успешными. В ином случае – это закомплексованные, замкнутые и неуверенные в себе люди.

И главными ошибками такого воспитания могут быть: запреты на проявление себя, когда нужно сделать выбор, что-то организовать, подумать, решить, предложить; гиперопека родителей, когда родители лишают ребёнка самостоятельности и запреты на проявление чувств: «не плачь, «тебе показалось», «не выдумывай», «я лучше знаю».

Путем вербальных и невербальных посланий родители оказывают очень сильное воздействие на ребёнка. Реагируя на послания родителей, ребёнок принимает свои решения и выводы, на основе которых уже формируется его жизненный сценарий.

Часто мы замечаем, что повторяем путь своих родителей. Опыт нашего детства служит моделью для наших взрослых отношений. Некоторые называют это роком, кармой или судьбой. Но, в частности, это всё результат наших шагов, с помощью которых мы и строим свои собственные сценарии.

Как родители влияют на нашу взрослую жизнь

Из определения психолога-гипнолога Красанова А.М. «Родительский сценарий – это программа, которая влияет на жизнь человека, нередко определяя его судьбу, управляя его поступками, выбором пути или спутника, временем зачатия, а, значит, и рождения ребенка.

Родовой сценарий транслирует и стереотипы поведения, и методы воспитания детей, и отношение к жизни в целом».

Если родители своим воспитанием формируют зависимого и беспомощного ребёнка, то во взрослой жизни такой человек:

  • не понимает в чём его ценность и каков его потенциал
  • чувствует себя ущербным и никому не нужным
  • имеет проблемы с коммуникацией и выстраиванием гармоничных отношений
  • не может найти своё место в жизни
  • имеет проблемы с мотивацией к жизни и к успеху
  • живёт в позиции Жертвы, готовый отдать всё за то, чтобы его любили
  • не умеет зарабатывать и распоряжаться финансами

Чтобы понимать своё собственное «Я» и отделять его от «Я» других людей необходимо формировать личные границы.

Какие границы должны быть между ребенком и родителем, чтобы первый смог построить так называемые здоровые отношения

Границы бывают пяти видов:

  1. Физические – моё тело и пространство, в котором я нахожусь, никто не может вторгаться в них без спроса: стучать в комнату ребёнка, спрашивать можно ли его обнять, не заставлять доедать. Такое же правило должно работать и по отношению ребёнка к другим людям;
  2. Эмоциональные – право ребёнка на выражение эмоций: громко смеяться, проявлять злость, плакать;
  3. Материальные – всё, что касается личных вещей. Нельзя без спроса трогать вещи ребёнка и нельзя брать чужого без спроса;
  4. Интеллектуальные – право на свое мнение, даже если взрослый с ним не согласен, уважать мнение других людей;
  5. Интимные – половая неприкосновенность. Никто не может принуждать другого делать то, что ему не хочется. В случае опасности – дать отпор и рассказать обо всём родителям. Разговаривать с ребёнком о сексе, давать ему необходимые знания по возрасту. Если эта тема табу, то это может в будущем ему аукнуться.

Соблюдение здоровых границ учит ребенка в будущем строить здоровые отношения, уважать противоположный пол и людей в принципе. 

Взрослый человек либо повторяет родительские сценарии, либо замещает одну проблему на другую, либо с помощью усиленной работы над собой разрывает прежние сценарии и идёт новой тропой!

Валерия Кистерная Автор: Валерия Кистерная Редактор интернет-ресурса


Содержание
  1. Как родители влияют на нашу взрослую жизнь
  2. Какие границы должны быть между ребенком и родителем, чтобы первый смог построить так называемые здоровые отношения
Все новости