Психолог рассказал о пользе и вреде электронных гаджетов с ИИ

11.05.2025 11:23

Искусственный интеллект (ИИ) уже окружает нас повсюду. При том, что современная жизнедеятельность воспринимается как потребление товара и удовольствие, когда не надо эмоционально вовлекаться.

Но человек не против всей палитры эмоций, ему хочется только положительных удивлений, - считает психолог Андрей Кашкаров.

Уместно привести в пример аналогию родительского «воспитания гаджетами» с самого раннего детского возраста. Когда, чтобы отвлечь ребенка (или наоборот увлечь) дают iPad для просмотра видео контента или универсального голосового помощника типа «Маруси», «Алисы» и др., по форм-фактору умещающемуся в коробочку 5х5 см.

телефон
Фото: ТУТ НЬЮС

Главное требование для подобных гаджетов – постоянное подключение к Интернету. Но вскоре, с учетом развития самообучающихся моделей даже такого ограничения не будет.

Особенности электронных гаджетов

Задав вопрос голосом, пользователь получает ответ на понятном языке и с благожелательной интонацией, кроме того, информационный запрос всегда можно изменить или уточнить.

Есть пугающие данные о том, что дети физически и функционально развиваются позже сверстников, поздно развивают речь – она не является необходимым условием жизни, сиречь не нужна.

В таком примере по ситуации выброс дофамина происходит от эмоций, получаемых из электронного устройства-коммуникатора. В момент попытки коммуникации ребенок может находиться в другом культурном поле (в котором превалируют, например, YouTube и TikTok-блогеры) и это мешает коммуникации со взрослым человеком, имеющим иные предпочтения, мотивы к действиям и жизненные ценности. Они не понимают друг друга и эмоционально отдаляются, ибо образно – говорят на разных языках.

Таковы фундаментальные основы проблемы «отцов и детей» вне зависимости от века, в котором живут, и новых технологий.

Что делать

Чем можно помочь в ситуации, когда пользователи ориентированы на нейросети и электронные гаджеты и «забыли» как общаться?

Способов много. Но нельзя исключать главного и очевидного - наработки собственных без помощи ИИ базовых компетенций для коммуникации.

К примеру, есть такое понятие смол-ток (от англ. small talk – «разговор ни о чем»). Это не совсем «короткая болтовня, позволяющая избежать молчания».

На самом деле полезный инструмент для установления контактов с незнакомыми людьми, коллегами. Способ давно используют в начальной стадии переговоров, на разных, в том числе светских мероприятиях.

Представьте себе, что вы перекидываетесь шариком или передаете друг другу пас, говоря языком футболиста. Допустим, вы в зоопарке и перед вами девушка. Вы кидаете ей «шарик», и говорите на тему, подходящую случаю: «Привет, я люблю животных. А ты?» Заинтересованная в общении девушка принимает ваш «шарик» (чтобы кинуть его обратно – ей надо ответить), и отвечает: «я люблю жирафов». Оооо, - говорите вы, - а я недавно вернулся из Африки. И так далее.

Приведенный пример надо воспринимать как общий принцип или пример налаживания коммуникации, но он полезен тем, что эффективно действует в разных сферах.

Более того, если задать параметры подобного разговора в чат нейросети, получите массу разных вариантов развития ситуации посредством вопросов и ответов, то есть разговора.

Упражнение учит вести последовательный диалог и выстраивать связь. Такая техника может поднять настроение и задать настрой на целый день. А в целом способствует навыку «умения думать» и выбирать наиболее верные решения и реакции.

ТУТ НОВОСТИ Автор: ТУТ НОВОСТИ

Андрей Кашкаров Эксперт: Андрей КашкаровЭксперт / ТУТ НОВОСТИ


Содержание
  1. Особенности электронных гаджетов
  2. Что делать