Чиллейншип – не какой-то «особый», как можно прочитать в открытых источниках, формат отношений.
В одном слове соединены два глагола из английского языка: chill – в значении «расслабляться» и relationship - «отношения». Уже по тому, что сленговый глагол действия «чилиться» в молодежном общении встречался и 10-15 лет назад можно предположить, что особенно нового ничего не происходит.
Но мы свидетели случая, когда привычка к удобному стилю коммуникации и жизни подгоняют под словесное определение, - считает психолог Андрей Кашкаров.

Причем делают это не сами подростки, живущие себе спокойно и не задумываясь – как называются новые веяния, а те, кому именно хочется все объяснять, давать определения и оценивать, и критиковать, и запрещать.
Развенчаем некоторые мифы, возникающие в связи с популярным явлением. К сожалению, огромное количество психологов – дипломированных и самозваных, как правило, повторяют диагностические ошибки на разный рад и только вводят в заблуждение родителей и их детей – как заинтересованных лиц.
Ни диплом, ни регалии, ни даже статус - сегодня не панацея от глупости. И вот почему.
Особенности и причины
Свободные и близкие отношения между людьми, вступившими в подростковый и даже «фертильный» возраст основаны, прежде всего, на симпатии и влечении друг другу.
Без этих данных близость по желанию невозможна. Либидо и влечение никто не отменял, особенно, когда уровень гормонов в крови нестабилен и значителен. Но это связано с явлениями, установленными самой природой, а не времени, в которое выпало жить.
Разделения на «поколения» и границы определения «зуммеров» весьма условны. Да, типичные черты можно выделить, но сие не означает, что все молодые люди и девушки в возрасте 13-28 лет действуют по шаблону, одинаково. И «все как один» не хотят содержательных отношений, основанных на сердечной привязанности.
Паттерны поведения формируются базовыми психическими реакциями и средой, человек обретается и общается с другими на основе пристрастий, эмоций и влечения, в соответствии с характерными особенностями, также изменяемыми со временем и обстоятельствами. В этом смысле ничего необычного в поколении, называемом «зуммерами», нет.
Среда влияет тем, что человек, особенно молодой и восприимчивый к новому, учится на авторитетных примерах. В отдельный период времени это могут быть родители, для кого-то другие авторитеты.
Имеет значение фактор зависимости от старших родственников, а там, где его нет, характер растущей личности может быть весьма неподконтрольным.
Примеры и среда показывают, что дети и подростки в разных формах копируют поведение и принципы общения взрослых, мотивы, значимые ценности из их мира.
Даже буллинг сверстников не происходит без причины. Среда отличается сравнительно изменившимся в начале XXI века культурным фоном, технологическим прогрессом в получении информации, а потому и условно новыми ценностями и табу современников.
Когда базовые потребности (еды, одежды и др.) родителями обеспечены, в условиях большого выбора контактов для общения и труда, с учетом упрощенных способов получения и анализа информации в компьютерный и технологичный век, возникает больше вариантов занятий и досуга.
Больший выбор предполагает и меньшую ответственность. Это не отменяет возможность глубокой привязанности к другому, но проблема незаменимости уже отпадает.
Интернациональное явление
Так называемые «свободные» личные отношения, которые могут длится месяцами и годами в паре – без перехода на уровень обязательств не свойство только нынешнего молодого поколения, а были присуще молодым людям и девушкам – и 20, и 40 лет назад, как естественное желание жить «без напряжения».
Сохранять за собой свободу выбора и достигнутый комфорт, качество жизни. В соответствующем возрасте старшие школьники дружат и общаются, в том числе с половой близостью (по дружбе), достаточно часто. При том, что не живут в одном месте и не ведут общее хозяйство. Как ранее, так и теперь.
В странах с условно высоким качеством жизни и стабильности доходов «свободные браки» и «секс по дружбе» стали тенденциозно и обосновано практиковать на пару десятилетий раньше, чем в нашей стране. Отсюда и демографический спад¸ выявленный статистикой, и сокращение разницы между количеством браков и разводов - как следствие желания пожить для себя, независимо и в удовольствие.
Такой ценой платим за гедонизм, эволюцию и научно-технический прогресс.
Опасности и последствия
Опасности в отношениях без серьезных эмоциональных вложений и построения планов на будущее нет, кроме случаев, когда один в паре претендует на что-то большее, чем связь без обязательств с концепцией «мы только встречаемся». Тогда возникают новые потребности, а с ними разбалансированность ролей и, главное, ожиданий от партнера.
Эта проблема в социальной психологии всегда одна: люди ошибаются в оценке других. Ошибаются не в людях, а их желаниях и мотивах, а также в своих ожиданиях. Неправильной позиции «себя» к миру и несвоевременной корректной оценкой обстоятельств.
С одной стороны, «позиция» всегда ориентирована верно: «для каждого его путь прям» и только условные мазохисты ненавидят или не принимают себя. Но из-за типичной ошибки восприятия других, и ситуаций с влиянием иных лиц, в глобальном смысле человек несчастен или периодически, если не обманывает себя, ощущает это.
Честно-договорной формат
Так возникает психическая травма, не допустить которую можно лишь отказом от близких отношений и привязанностей (чтобы не разочароваться и не переживать) или с помощью нового опыта близких отношений с другим партнером.
Еще одна особенность типичного представителя современной молодежи в том, что он это знает, понимает, не скрывает – то есть хочет быть честен и с партнером – и открыто декларирует смысловые ценности явления, не вполне точно называемого «чиллейншипом».
Человек вообще, а современные подростки и молодые люди не желают избыточного эмоционального давления, всемерно игнорируя его.
Это заметно как в личных, так и в рабочих, профессиональных отношениях представителей современной молодежи в коллективе и с руководством. Можно сравнить такой подход с предпочтением содержания, а не формы, с стремлением к независимости, уважению своих целей и ухода от навязанных решений. Причем это не означает их безответственности. Это особенность.
Но в остальном современные молодые ни по возрасту, ни по увлечениям в своем возрасте не сильно отличаются от прежних поколений. Поэтому избыточная драматизация в оценках, связанная с стилем общения, вряд ли уместна.
У всех по-разному, но предпочтения и желание к ведению совместного хозяйства – как семейной скрепы – добровольно изменяются с возрастом и опытом, поэтому представители поколения «зуммеров» не будут всегда одинаково «безответственно» дружить в возрасте 20, 50 или в 100 лет.












