Дети учатся на авторитетных примерах.
И игнорируют неавторитетные. В этом одна из причин, почему на одного подростка может влиять конкретный взрослый и сверстник, и никак не влияет другой, даже признаваемый авторитетом другими взрослыми, в семьи или обществе, к примеру, учитель в школе, отец или отчим, – считает психолог Андрей Кашкаров.
Формирование и условия влияния авторитетов
Поскольку дети и подростки живут не в изолированном мире, имеют возможность получать информацию по запросам из интернета, от авторитетных групп с одинаковыми ролевыми ожиданиями единомышленников, социальных сетей, кроме выводов из происходящих с ними ситуаций, они копируют поведение взрослых.

Если рискует авторитетный для ребенка человек, второй считает его поведение за норму, и стремится подражать. Игры современных подростков – как калька и копия с «игр» взрослых людей, желающих влиять, блистать, подчинять, добиваться, побеждать конкурентов и оппонентов более слабых. И странно, если бы было иначе.
Авторитетность в школьном коллективе имеет несколько уровней – в подростковых коллективах, как и во взрослом сообществе действует иерархия. Лидер, приближенный к нему подросток (или группа), и те, кто вовлечен в «игру» как статисты и помощники. Последние являются базисом процесса, без них лидер не будет лидером, поэтому в «игры» и группы молодежь вовлекают намеренно с привлекательным мотивом: «Хочешь быть как мы» – делай так же.
Это не новая концепция: не только подростковые сообщества с иерархическим (авторитарным) управлением, даже финансовые пирамиды действуют по одному принципу – «делай как мы и возвысишься». Если у подростка нет альтернатив развития, он опасается (очень актуальный страх среди подростков) остаться один, без компании и прикрытия силы, изгоем, тогда охотно принимает и правила игры, понятия, и вовлекается в процесс добровольно.
Какие дети в группе риска
Типично условно слабые, набирающие силы подростки, мечтающие о роли лидера и (или) благ, получаемых с помощью общей деятельности группы (игры). Их уместно назвать «ведомыми». Подчиненный психотип с невысокой уверенностью, не имеющий альтернатив развития – успехов в других сферах деятельности, связанных с учебой, достижениями вне учебной (хобби) и спортивной деятельности, с другими авторитетными группами. Из-за условных проблем самостоятельности и уверенности в себе, психотип представляет собой яркий пример ведомого «помощника» в играх, избираемых «авторитетами».
Кейс. Как отличить подростковый риск от опасных игр
По уже известным результатам деятельности авторитетных в сообществе лиц. По их опыту, истории, и фактическим действиям. Если авторитетные подростки имеют деструктивный опыт развития, к нему же придет и вовлеченный в игру подросток.
Один из кейсов из опыта следующий. Подросток имел детско-родительскую травму в семье, видел измены, несправедливые решения (наказания) и абъюз, бежал из дома, вернулся, и изменил привычное поведение на манер «из бутылки выпустили джина». В возрасте 12–13 лет стал задиристым, опирался на физическое воздействие, угрозы расправы, дрался со сверстниками, «устанавливал авторитет физической силой».
Игра в опасность стала личностно-мотивированной нормой поведения: c одной стороны, агрессивная и опасная с риском для жизни игра укрепляла еще больше из-за возможности влиять на слабых (неподготовленных и неопытных) сверстников, с другой – и это взаимосвязано – подросток совершенствовал навыки, наращивал силу.
Почувствовал результаты управляемого риска, авторитетность и влияние среди сверстников, подростков. А это один из главных концептов развития: желание быть значительным.
Для такого подростка риск и опасность игры воспринимается как норма, а не как опасность. Более того, норма безальтернативная: укрепления власти над другими через испытания и риск.
Кто виноват: соцсети, семья или система образования
Все виноваты. На первом месте уместно отметить семью. Именно в семье, при условии сохраненного доверия в детско-родительских отношениях закладываются принципы и основы мотивов, деятельности, целей, допустимых способов поведения, табу. Остальные факторы влияния – соцсети, система образования, опыт детского оздоровительного лагеря, друзья по школе и спортсекции влияют меньше.
Когда стержень допустимых поведенческих паттернов у подростка заложен авторитетным примером в семье, критерии, возможности и опасности разъяснены, и, главное – подростком восприняты, поняты, если доверие не потеряно, подросток по–своему «силен», может противостоять выгодному извне вовлечению его в «игру». В том числе за счет выбора вариантов альтернативного общения или роста силы через собственные достижения в другой области приложения идей. Важное значение имеет определение «своевременности».
Соответственно, в номинальной семье, даже полной, но где мать, мачеха, отец или отчим не воспринимаются авторитетом, уверенного влияния на подростка достичь не удается, и развивающаяся личность уходит туда, где это влияние (авторитет и интерес) ярче выражен.
Среди профилактических способов подходит личный пример авторитетного взрослого. Вовлечение в сообщество подростков, где можно достичь успеха, не рискуя жизнью и здоровьем в опасной игре.
Можно ли перенаправить деструктивную энергию подростка в безопасное русло?
Можно, выбирая авторитетное сообщество (помогая выбрать подростку) более безопасное. Один из лучших способов увлечения – спорт или хобби. Музыка, рисование, бег или спортивные игры.
Начать приобщать к безопасным занятиям также может авторитетный родитель личным примером и в совместной деятельности. Также важна поддержка семьи, формирование мотивации, долгосрочных планов развития, образовательный маршрут, и даже династические традиции.
Как вариант – с помощью вовлечения подростка в спортивную секцию, руководимую опытным педагогом дополнительного образования, тренером. Успехи, достигнутые подростком, укрепят его силы, авторитет, уверенность (все взаимосвязано) и предотвратят уход в опасные сообщества и игры. Если он достигает успехов и видит большие перспективы развития, зачем ему альтернативные занятия с сомнительным результатом?











