Психолог Илья Михеев рассказал, что такое любовь к себе

16.11.2023 14:06

Любовь к самому себе — это переживание, которое имеет два очень острых края, поранившись о которые, психика получает такие глубокие раны,  что исцелить их полностью не просто даже в работе с опытными психологом.

Психолог Илья Михеев рассказал, что такое любовь к себе.

Мы называем один острый край первичный нарциссизм, а другой вторичный нарциссизм.

Разберем их отдельно, начиная со вторичного нарциссизма, так как это несколько проще,  но прежде немного вспомним миф о Нарциисе, именем которого З. Фрейд  назвал это явление.

Некий красивый, но холодный и гордый субъект по имени Нарцисс презирал и ненавидел женщин, за что был наказан богами. Во время охоты он увидел свое отражение в реке и влюбляется в него. Он не мог оторваться от любования самим собой, иссыхает и умирает от голода и горя.

девушка
Фото: Pixabay

Итак к патологическому развитию вторичного нарциссизма приводит не любовь к себе а потребность в восхищении и любования собой. В эмоционально нагруженных фантазиях такой субъект грандиозен и всемогущ.

Потребность в восхищении приводит к необходимости обесценивать других. Александр Сергеевич очень тонко заметил: «Мы почитаем всех нулями, А единицами - себя.»

Потребность в восхищении собой может достигать такой силы, что такой субъект может отказаться от принятия удручающей его действительности и объявить себя Наполеоном, богом-Солнцем, хотя коллеги психиатры говорят, что сейчас в стационарах широко распространен Илон Маск.

Более здоровая нарциссическая личность, способная осознать, что между ней и Илоном Маском, существует некоторая разница, берет себя в руки и начинает добиваться “общественного признания”, то есть менять реальность, для того, чтобы она более или менее соответствовала ее потребности в ощущении собственной грандиозности.

Нарциссический субъект пытается обеспечить общественное восхищение для того, чтобы оно подкрепляло фантазию, с которой он сросся, не останавливаясь ни перед чем. Однако, восхищение, несмотря на все усилия, никак не соответствует требуемому уровню, что очень огорчает нарциссическую личность.

Помочь таким пациента очень трудно. Основная проблема заключается в том, что они очень редко обращаются к психологам. Для них это проявление собственной слабости, которая никак не согласуется с идеальным образом самого себя.

Причиной возникновения потребности в самолюбовании является неприятие в самом себе родительской, идеальной, я бы даже сказал божественной инстанции, которая регулирует наше поведение.

В народе есть очень мудрое высказывание, говорят он без царя в голове. Так вот нарциссическое расстройство личности основано на борьбе с этим управляющем и задающим ценности началом, собственным «царем в голове», путем обесценивания его и раздувания собственной грандиозности.

Другой острый край этой проблемы не менее опасен, и если до этого мы говорили о катастрофе избытка вторичного нарциссизма, то теперь надо сказать о проблеме недостатка первичного нарциссизма, дефицита любви с человеку, которое имеет самые бедственные последствия, так как свято место пусто не бывает.

На место любви приходит ненависть. Ненависть к самому себе - строгая, безжалостная, неумолимая, требующая самого сурового наказания.

Ненависть не допускающая сочувствие, обвиняющая во всем без снисхождения, ломающая жизнь, погружающая в самые глубокие и опасные депрессии.

Считается, что причиной этого несчастья,  заключается в нехватке родительской и прежде всего материнской  любви к ребенку в самом раннем возрасте.

Действительно, обычно в истории таких пациентов, мы обнаруживаем периоды, когда они оказывались одни в больницах без мамы, частые разлуки, родителей, не способных дать своему ребенку немного тепла.

Но часто случается, что когда рядом с таким человеком оказывается тот, кто может дать ему сострадание, прощение,  сочувствие, понимание, он отвергает это самым решительным образом, оставаясь в бездне ненависти к самому себе.

И причина, как и в первом случае, это внутренняя борьба со светлым и божественным началом в себе. Это противостояние, в данном случае, основано на глубокой и очень детской обиде, которая, возможно, зародилась в детской душе, когда она была оставлена своими родителями в больнице или забыта в детском саду.

Эта обида не позволяет родному и любящему началу коснуться сердца такого человека. Им трудно принять человеческое тепло и любовь к ним.

Помочь таким пациентам тоже очень трудно. Хотя они охотно идут к психологам, но обида, которая является ядром их несчастья, сформировалась в самом раннем детстве, вокруг нее была выстроена вся их личность.

От психолога требуется не только внимание, опыт и терпение, но и способность поддержать такого пациента, причем очень аккуратно, чтобы не вызвать неприятие и отторжение.

Валерия Кистерная Автор: Валерия Кистерная Редактор интернет-ресурса


Все новости