Психолог рассказал об особенностях лабубумании

20.06.2025 09:48

Зубастые феи, куклы-монстры, подвески в автомобилях или на рюкзак – стали приметой нашего времени. Однако есть много особенностей такой продукции: цена, достигающая в отдельных образцах десятков тысяч рублей, качество, безопасность материалов, форма.

Случается, современных родителей пугает «внешний вид» лабубу, монстриков с ртом, полном показных зубов, однако, это не является проблемой и тем более не инновация.

Чтобы понять детский интерес к лабубу желательно не забывать смотреть на мир глазами ребенка, - считает психолог Андрей Кашкаров.

игрушки
Фото: Pixabay

Монстрики в формате детских игрушек и не только известны издавна даже на территории нашей страны: это и куклы с «зубами наружу» и «страшными глазами» в Древней Руси – обереги против злых духов и людей, и относительно недавний опыт дизайнерских инвектив на манер плюшевой акулы с зубами, монстров «со страшной улыбкой» величиной в человеческий рост.

Нередко игрушки становятся массово популярными у детей и взрослых посредством искусства – мульт- и киноиндустрии, литературных рассказов, как персонаж полюбившихся видео-, комиксов, мемов и мультфильмов, даже компьютерных игр. Так, Лабубу – героиня книги и сериала «Монстры», иллюстрации к которой придумал в 2015 году гонконгский художник Касинг Лунг.

Несмотря на то, что кроме Лабубу были изобретены и популярны другие персонажи-монстры, именно Лабубу полюбилась людям разных возрастов по всему миру. Причину не вполне можно объяснить на «пальцах» в две строчки, как нельзя разъяснить причины популярности одних объектов искусства в сравнении с другими.

Примерно в 2017 года была мода на спиннеры. В 2019 популярностью пользовалась «дневная фурия», в 2024 году – куроми. Для тех, кто опасается развития лабубомании есть хорошая новость: любая мода проходит и сменяется новой.

Причины популярности

Первые Лабубу выпускались в виде брелоков, потом мягких кукол, но сначала широкой популярностью не пользовались.

Значительным фактором влияния является мода на тот или иной стиль. То есть популярность в среде с одинаковыми ценностями, авторитетными среди сверстников или ролевыми ожиданиями. Конечно, в каждом конкретном случае могут быть разные выводы.

Лабубумания развивается по тем же законам рекламы и продвижения, как и любой ставший популярным предмет.

Достаточной популярной авторитетной публичной личности продемонстрировать тот или иной аксессуар, и он имеет большие шансы стать новым кумиром, вожделенным подарком.

Лабубу изначально принято позиционировать как персонаж женского рода, но это не всегда так. Монстрикам свойственны непропорционально черты, к примеру, большая голова с ушками, похожими на кроличьи или без ушей, сосредоточенным и даже брутальным взглядом, смягченным зубастой широкой улыбкой. И все это мягкое на ощупь, шерстяное, плюшевое.

Проблемы субъективного восприятия

По-настоящему «милое, доброе, светлое» расходится в оценках людей разных возрастов. К примеру, устойчивые молодежные ценности не всегда понятны пожилому человеку, как и молодежный сленг и культура в целом. У каждого поколения свои традиции. Однако, это еще не повод все запрещать.

В торговых сетях вышли из положения тем, что товары позиционируют как сувенирная продукция. Это позволяет обходить требования к детским игрушкам по материалам, безопасности использования и в целом – качеству. По той же причине нет четких требований о маркировке такой продукции по возрасту детей.

Без обоснованного запроса не обязательны и лабораторные исследования по критериям безопасности и качества. Производители и продавцы пользовались «хитрым» инструментом и много лет назад, к примеру, с популяризацией игрушек Хагги Вагги.

Нравится не только детям

Взрослые и даже статусные звёзды шоу-бизнеса, блогеры и коллекционеры не чужды тех же интересов. Интерес еще не говорит о человека как о потерянном для обществе или адепте дестабилизации.

Ему способствует необычный дизайн, популярность в среде авторитетных в своем кругу лиц, а также широкий выбор возможностей дизайнерского искусства, развивающийся вместе с общей информатизацией общества.

Психологический императив

Демонизировать по субъективным оценкам и представления конкретных лиц можно все, включая и игрушки. Но не нужно. Гораздо важнее как сам ребенок реагирует на плюшевого монстра в той или иной форме. Это одни из примеров, когда желательно спрашивать мнение ребенка, ведь он не попросит в подарок то, что ему не нравится или вызывает страх, отторжение.

Дети познают мир через игру. Детский интерес и игры в страшилки по собственному желанию и даже выбор их в качестве сувениров, подвесом на одежду и рюкзаки, по-своему обоснован и популярен во всем мире.

Отчасти интерес объясняется тем, что в доступной и безопасной форме ребенок воплощает свои представления о том, что ему интересно, понимая монстриков именно как самовыражение и игрушку, а не деструктивный способ продемонстрировать другим скрытую или явную агрессию.

Не продвигая и не защищая монстров в форме игрушек, до того, пока не будут обнародованы (в том числе в научном сообществе) результаты исследований по отрицательному влиянию таких «кукол» на детей, делать космические выводы об отрицательном влиянии их на психику детей, их девиантное (отклоняющееся) поведение некорректно.

Сергей Богдан Автор: Сергей Богдан

Андрей Кашкаров Эксперт: Андрей КашкаровЭксперт / ТУТ НОВОСТИ


Содержание
  1. Причины популярности
  2. Проблемы субъективного восприятия
  3. Психологический императив

Последние новости

Главные новости