Психолог рассказал как успешно мыслить и действовать

12.06.2025 09:21

Интерес к познанию и новому материалу не единственный, но полезный и эффективный способ запоминания информации, он зависит от умения управлять эмоциями и внешней когнитивной нагрузкой, восприятием обстоятельств и ситуации.

Не только преподаватели, но и каждый человек может научиться управлять настроением и регулировать эмоции для достижения внутреннего благополучия, что также помогает освободить ресурсы памяти, - считает психолог Андрей Кашкаров.

Память, эмоции и настроение взаимосвязаны

Эмоции человека связаны с когнитивной нагрузкой и успеваемостью (результатом обучения). Все три вида – внутренняя, внешняя и релевантная когнитивная нагрузка определяют познавательную деятельность, прямо связанную с рабочей, кратковременной памятью, обрабатывающей ограниченный объем информации.

девушка
Фото: Pixabay

На практике заметны такие особенности, как разное восприятие информации и учебного материала в зависимости от состояния человека. Состояние определяется субъективным ощущением.

На учебную мотивацию, кроме прочих индивидуальных особенностей, возможностей скрытого потенциала личности, значительно влияют опыт и навыки мыслительных усилий.

Готовность и умение размышлять над задачей определяет и результат ее решения. Однако, среди известных особенностей нередко упускают еще одно условие успеха: эмоциональный фон значительно действует на внутреннюю когнитивную нагрузку. Из-за положительных, ярких и приятных эмоциям учебная задача решается проще, и наоборот.

Результат воздействия негативных и позитивных эмоций

Негативные эмоции, полученные извне или вследствие неприятных физиологических ощущений, сужают спектр доступных обучающемуся мыслей и действий, направляя их на циклические переживания от боли и избавление от стрессовых факторов.

Еще более физиологических на мышление человека влияют неприятные и болезненные эмоциональные переживания (страх, стыд, одиночество), а также сторонние воздействия, ведущие r повышению внешней когнитивной нагрузки мышления; в таком состоянии труднее выполнять планы и задачи.

С другой стороны, когда внешняя когнитивная нагрузка снижается, ресурсы памяти освобождаются и человек лучше не только чувствует себя, даже если не в состоянии это объяснить, действует с лучшим результатом.

Важно и настроение – с какого обучающиеся начинают день и занятия, начальный заряд позволяет поддерживать интерес к познанию несколько часов.

Позитивные эмоции являются отвлекающим фактором, приводят к тому, что человек мыслит более открыто, проявляет любопытство и креативность, свободно экспериментирует и активно сотрудничает с другими. Новые знания лучше запоминаются через примеры, повторения и яркость форм.

Кроме того, мозг эффективнее обрабатывает информацию, когда лучше ее понимает и запоминает. Тот же эффект приводит к активизации долговременной памяти для лучшего освоения новой информации, своевременно вспомнить ранее полученные и накопленные знания и ассоциации.

Поэтому качественное занятие и наиболее запоминающийся материал (информация) достигается выполнением основных условий, среди которых: уникальная форма подачи, игровые элементы, отвлекающие от навязчивых мыслей – позитивные, предварительная подготовка (тренировка мозга участников) и реализованные на практике положительные удивления на основе неизвестных фактов или интересных жизненных историй с практическими примерами. Все это можно назвать секретами практического педагогического мастерства.

Практические примеры организации занятия

Особенности ситуации, такие как опоздание преподавателя и задержка урока, избыточное теоретизирование, а иначе - «скучное», без ярких примеров изложение материала не способствует хорошему настрою учащихся, что приводит к отвлечениям и худшему восприятию информации.

Чтобы повысить внимание и заинтересованность через повышения настроения людей перед занятием уместно показать мотивирующие видеоролики с познавательным сюжетом.

Подготовка-тренировка памяти происходит через своеобразные ассоциации, и мозг лучше воспринимает и запоминает последующую информацию. Причем «подготовительная процедура» проста, доступна многим и дает заряд внимания, вовлеченность в учебный процесс надолго, достаточно для всего урока или академической пары.

Для этого позитивное настроение учащимся важно создать в первые 5-10 минут занятий с помощью упражнения или интересного для аудитории инсайта. При этом статистическую или организационную информацию дают в середине и в конце занятий.

В качестве подготовки для преподавателя также полезен предварительный сбор информации о группе обучающихся. Поможет метод анкетирования с вопросами об их уникальных чертах личности, целях обучения и (или) самой любимой песне. Но и анкетирование можно разнообразить, сделав цепляющим, интересным.

К примеру, вопрос о любимой песне, книге, игре или видео, должен быть «вплетен» в необычные и удивляющие обстоятельства – «вообразите, что вы одни и на необитаемом острове». Затем уместно привести соответствующие примеры о Робинзоне Крузе – моряке из Йорка и подобные, попутно рассказав об авторе литературного произведения.

В комплексе это способствует лучшему вовлечению в работу, чувству общности и коммуникации, во-первых – вызывает интерес слушателей, возможность «раскрыться» - повысить собственную значимость, во-вторых так можно заранее составить список (плейлист) музыкальных композиций, именно их включив в первые минуты занятия.

Выбор композиции или видеоролика из нумерованного списка можно также обыграть с интересом для всех, с применением способа жребия, случайного числа или связи жребия с начальной буквой фамилии участников группы.

Сергей Богдан Автор: Сергей Богдан

Андрей Кашкаров Эксперт: Андрей КашкаровЭксперт / ТУТ НОВОСТИ


Содержание
  1. Память, эмоции и настроение взаимосвязаны
  2. Практические примеры организации занятия

Последние новости

Главные новости